Секреты кино раскрыл Владимир Котт в Преображенском
Зрители знают Владимира Котта по таким фильмам, как «Карп отмороженный», «Громозека», «Непослушник», «Конец фильма», и другим. Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа и Высшие курсы сценаристов и режиссёров им. Г.Н.Данелии. Сейчас вместе с братом Александром руководит мастерской во ВГИКе на кафедре режиссуры игрового фильма. На встрече в Российской государственной библиотеке для молодёжи на Большой Черкизовской он рассказал о том, как снимал свои фильмы, и дал несколько советов тем, кто хочет выучиться на режиссёра. Об этом пишет газета «Восточный округ».
Авторское кино — это про себя
Владимир Котт дебютировал в кино в 2004 году. И сразу успех! Его дипломная короткометражка без слов «Дверь» завоевала награды на нескольких фестивалях во Франции, Италии, Германии, Бельгии, что обязало ряд европейских каналов купить фильм для показа. В этом же году он начал снимать телевизионный сериал «Родственный обмен», где играли Кристина Орбакайте, Марат Башаров, Дмитрий Певцов, ИльяиРутберг, а музыку к фильму написал Игорь Крутой.
Сейчас Владимир Котт снимает как авторское кино, так и жанровые коммерческие фильмы.
— Авторское кино — это про себя и для себя, — рассказывает режиссёр. — А коммерческое кино может быть тоже про себя, но оно для других, чтобы его посмотрело как можно больше людей. Я стараюсь снимать кино «на стыке», чтобы зритель посмотрел и меня понял. Например, фильмы «Непослушник», «Непослушник-2», которые вышли в прошлом году, получились очень даже коммерчески успешными.
«Вы же легенда!»
Множеству зрителей запомнился фильм Владимира Котта «Карп отмороженный», где был звёздный состав.
— Сначала согласилась сниматься, причём в эпизодической роли, Алиса Бруновна Фрейндлих, — рассказывает Владимир. — Потом предложили роль Марине Неёловой. Она спросила, кто ещё снимается. Ей сказали, что Фрейндлих. Она согласилась, не читая сценарий. Евгений Миронов тоже согласился не глядя, услышав, что участвуют Неёлова и Фрейндлих.
По словам Владимира, первые дни съёмок он очень волновался.
— Когда вошла Алиса Бруновна, я вскочил и понял, что она просто крошечная, — улыбается он. — Она спросила: «А что вы встали?» Я растерялся и сказал: «Вы же легенда!» А она говорит «Я же ещё жива!»
По словам Владимира, на съёмках фильма работал легендарный оператор Михаил Агранович, который помогал преодолеть робость перед актрисами, ведь он с ними работал ещё в 1970-80-х годах.
— Меня сковывал просто физический страх. Как я могу говорить Фрейндлих или Неёловой, что им делать? Поэтому после сказанного я добавлял, что так нравится Аграновичу, и они тут же соглашались, — объясняет режиссёр.
«Какой кот?»
Несмотря на то что Владимир и Александр Котты — братья-близнецы, кино у них получается абсолютно разным. Но к работам друг друга они относятся с большим уважением.
— Однажды Саша гулял зимой по улице, обдумывая сценарий. Вдруг подъезжает полицейская машина: «Где документы?» Он говорит, что дома. Инспектор спрашивает: «Как фамилия?» Он отвечает: «Котт». — «Какой ещё кот?» У брата вырвалось: «Александр Котт, режиссёр «Брестской крепости»!» Они посмотрели в Интернете и говорят: «Александр Константинович, извините!» — и отпустили.
Когда брат это рассказал, я подумал: если бы я попал в такую ситуацию и сказал, что я режиссёр «Громозеки», то меня бы вряд ли отпустили бы, — улыбается Владимир.
Несколько советов начинающим режиссёрам
— Начните снимать кино, особенно короткометражное, без слов, — делится опытом Владимир. — На фестивалях, особенно за рубежом, оценивают пластику кино, а не текст. Студенческое кино лучше снимать в одном месте, но чтобы это место двигалось. Например, просто снимать в комнате неинтересно. Но если эта комната — каюта парохода или кабина танка, то это уже другое дело. Когда нет новой информации, становится скучно.
Не ставить точки в финале, а оставить его открытым. Это делается для того, чтобы зрителю было над чем подумать после просмотра. Заставлять зрителей плакать через смех. Когда человек смеётся, он расслабляется и может заплакать.
— Поэтому часто в моих фильмах зритель сначала смеётся, а потом лучше воспринимает грустный конец, — поделился режиссёр.